Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы

Неделя 8-я по Пасхе. День Святой ТроицыНастал великий праздник, праздник величайшей радости для христиан: Дух Святой сошел на апостолов. И не только на апостолов — Дух Святой пришел в мир, чтобы исполнить обещание Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Не оставлю вас сирыми, пошлю Духа Святого, Утешителя».

И освятил землю Дух Святой, и будет Он вести до конца веков весь род христианский по пути спасения. Дух Святой прежде всего снизошел на апостолов. И как снизошел? В виде огненных языков, видимо. Больше никогда так видимо Дух Святой ни на кого не снисходил.


Что же это значит? Почему нужно было, чтобы на святых апостолов Дух Святой сошел в виде огненных языков, для всех видимо и ощутимо? Потому, что апостолы были святы, потому, что через них, через проповедь их, должно было во всем мире утвердиться Святое Евангелие. Они были первыми проповедниками Евангелия, первыми, кто понес свет Христов в мир. Потому и отметил их так Дух Святой, нисшедший на них в виде огненных языков. Огненными сотворил Он сердца и ум их, освятил и просветил их, напомнил им все, что слышали они раньше от Господа Иисуса Христа, и подал им силы, чтобы весь мир ко Христу привести.

Но разве и ныне Дух Святой не сходит на всех, кто достоин Его принять? Разве не преисполнен был Духа Святого преподобный Серафим Саровский? Дух Святой сошел на него не в виде огненного языка, но так, что овладел всеми помышлениями, всеми желаниями, чувствами и стремлениями его. Он полонил преподобного Серафима.

Так нисходил Дух Святой на многих и многих святых, так нисходил Дух Святой и на всех нас, недостойных нынешних христиан, ибо в Таинстве Миропомазания и святого Крещения подается нам всем благодать Духа Святого. Всем подается эта благодать, все ее получили, но не все ее сохранили.


Многие потеряли это сокровище, лишились благодати Духа Святого. Ибо разве может обитать Дух Святой в нечистом, полном греха сердце человека?

Как дым отгоняет пчел, как смрад отгоняет всех людей, так и смрад сердца человеческого отгоняет Духа Святого. Дух Святой живет только в сердцах чистых, только им подает Он Свою Божественную благодать, Свои Святые дары, ибо Он есть «Сокровище благих» — всех истинных и самых ценных благ, какими может обладать сердце человеческое.

Разве может восприять их сердце нечистое? Разве может восприять благодать Духа Святого сердце греховное, лишенное милосердия и любви? А как же нам приобрести сердце чистое? Как нам воздерживаться от постыдных грехов? Как воздерживаться от соблазнов врагов спасения нашего, от соблазнов мира? Как уберечься от них?

Нужно неустанно, всегда, во все дни жизни нашей, в каждый час помнить о том, что Дух Святой не живет в сердце нечистом. Нужно не поддаваться соблазну, и когда дух нечистый, враг спасения нашего, нашептывает нам стремления к земному благополучию, когда рисует картины славной, обеспеченной жизни, когда пробуждает гордость нашу, возбуждает желание чести и славы, мы не должны принимать в сердце наше этих дьявольских нашептываний, не должны принимать соблазнов мира. Когда приходят в сердце такие соблазны, мы должны сразу понимать, что это искушение. Мы тотчас же должны всеми силами ума и сердца отгонять эти соблазны, не смотреть на соблазнительные картины, которые рисует нам дух нечистый, искушая нас; мы не должны поддаться нашептываниям его. А если мы этого не сделаем, если будем созерцать эти картины славы и процветания земного, если будем все больше и больше думать о них, то горе нам, ибо тогда соблазн овладеет сердцем нашим.

Великие подвижники благочестия, которые умели наблюдать движения сердца своего, говорили, что если человек принимает образы соблазнительные, то он сослагается с ними, он душу свою привязывает к ним, соединяется с ними. Святые отцы требуют от нас, чтобы мы боялись сослагаться со всеми нечистыми образами.

Если последуем этому наставлению, то нас не постигнет тяжкое и страшное горе — Дух Святой не оставит нас. Не любоваться, не услаждаться соблазнами сатаны должны мы, не сослагаться с ними, но вооружаться против них святым гневом. У апостола Павла есть глубокие слова, которые всем нам нужно твердо помнить: «Гневаясь, не согрешайте» (Еф. 4, 26). Есть святой гнев, тот гнев, которым пылало сердце Иисусово, когда Он бичом изгонял торгующих из храма, когда Он святому апостолу Петру сказал: «Отойди от Меня, сатана!»

Как это Господь Иисус Христос святому апостолу, всем сердцем любившему Его, мог сказать такие слова?

В гневе сказал Он это. Так и должно было быть. Не мог Господь не прогневаться на апостола Петра, когда он уговаривал Его не идти на крестную смерть. Вот таким святым гневом должны быть полны сердца христиан, когда они почувствуют нашептывание слов противления пути Христову. Тогда да спасет нас Господь от того, чтобы мы остались холодными или теплохладными. Да даст Он нам святой гнев, чтобы прогнать искусителя.

Вот что нужно нам. Нужно нам также всю жизнь свою помнить о том, что Господь Иисус Христос призвал нас к тому, чтобы мы стали чадами Божиими и всю жизнь стремились к свету Христову. Нужно всю жизнь свою посвятить Господу Иисусу Христу. Нужно всеми фибрами души нашей стремиться к тому, чтобы ничем не прогневать Господа, и усердно молиться о том, чтобы Он нам, слабым духом, помог. И Господь поможет.

И Дух Святой придет в сердце наше, и освятит его, и даст силы к тому, чтобы идти по пути спасения.

Дух Святой да снидет в сердца наши.
Дух Святой да поможет нам на этом трудном пути спасения.
Дух Святой да утешит нас и всех скорбящих.
Вот чему учит нас этот великий праздник Пятидесятницы.


Автор: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

День Святой Троицы

День Святой ТроицыЦвет праздника Троицы - изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль. Изумрудным облаком светятся храмы изнутри - сотни березовых веточек несут прихожане, пол церкви густо засыпан травой, прелый запах июня усиливается лучами солнца из церковных окон, смешивается с тонкими нотами ладана и восковых свечей. Свечи уже не красные, а медово-желтые - «Пасха отдана». Ровно через 50 дней после Воскресения Господня празднуют христиане Святую Троицу. Великий Праздник, красивый Праздник.

…Пятьдесят дней спустя еврейской пасхи иудеи праздновали день Пятидесятницы, посвященный Синайскому законодательству. Апостолы не принимали участия в массовых торжествах, а собрались вместе с Божьей Матерью и другими учениками в доме одного человека. История не сохранила свидетельств о том как его звали и чем он занимался, известно только, что было это в Иерусалиме… Было около трех часов дня по еврейскому времяисчислению (примерно девятый час утра по современному счету). Внезапно с самих небес, с высоты, раздался невероятный шум, напоминающих вой и гул от несущегося сильнейшего ветра, шум наполнил весь дом, в котором находились ученики Христовы и Дева Мария. Люди стали молиться. Огненные языки заиграли меж людьми и начали останавливаться на мгновения на каждом из молящихся. Так апостолы исполнились Духа Святого, вместе с которым они получили и удивительную способность говорить и проповедовать на многих языках, прежде им неизвестных… Исполнилось обещание Спасителя. Его ученики получили особую благодать и дар, силу и способность нести учение Иисуса Христа. Считается, что Дух Святой сошел в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать душу.

По случаю праздника Иерусалим был полон народу, евреи из разных стран сходились в город в этот день. Странный шум из дома, где находились ученики Христовы, заставил сбежаться к этому месту сотни людей. Собравшиеся изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божьих?». И в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина». Тогда апостол Петр, встав вместе с остальными одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, которого распяли, вознесся на небо и излил на них Святой Дух. Многие из слушавших проповедь апостола Петра в этот момент уверовали и приняли крещение. Апостолы же первоначально проповедовали евреям, а затем разошлись по разным странам для проповеди всем народам.
Так святой Андрей, которого называют еще Андрей Первозванный, отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород.

Чудесным образом уверовавший во Христа апостол Фома добрался до берегов Индии. До сих пор в южных штатах этой страны Керала и Карнатака живут христиане, чьи предки были крещены еще святым Фомой.

Петр посетил различные области Ближнего Востока, Малой Азии, а позднее обосновался в Риме. Там, согласно весьма надежной традиции конца 1 и начала 2 вв., он был казнен между 64 и 68 годами н.э По свидетельству Оригена, Петр, по его собственной просьбе, был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел также предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Родос, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения, язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его.

Та благодать Святого духа, которая была явно преподана апостолам в виде огненных языков, теперь в Православной Церкви подается невидимо - в ее святых таинствах через преемников апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников.

Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком.

В Праздник Святой Троицы, установленный в конце IV века, после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице - триипостасном Боге, мы говорим еще об одном важном аспекте христианской веры: непостижимой тайне триединства Бога. Бог един в трех лицах и тайна эта непостижима человеческим умом , но суть Триединства была явлена людям в этот день.

Кстати, долгое время христианские художники не изображали Троицу, считая что Бог может быть изображен только в лице Иисуса Христа - сына Божья. Но не Бог - отец, не Бог - Дух Святой не должны быть писаны.. Однако со временем была сформирована особая иконография Святой Троицы, которую теперь разделяют на два вида. Троица Ветхозаветная знакома каждому из нас по известной иконе Андрея Радонежского (Рублева), на которой Бог изображен в виде трех ангелов, явившихся Аврааму. Иконы Новозаветной Троицы представляют собой изображения Бога - Отца в виде старца, Иисуса Христа как отрока на его лоне или взрослого мужа, по правую руку от него, и Духа - над ними в виде голубя.

На Руси отмечать Святую Пятидесятницу стали не в первые годы после крещения Руси, а спустя почти 300 лет, в 14 веке, при преподобном Сергии Радонежском.

С этого дня до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому Духу «Царю небесный…» С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

…Трогательно и красиво Богослужение в праздник Святой Пятидесятницы. Украшен храм, священники облачены в зеленые ризы, пахнет травой и свежей зеленью, торжественно и светло звучит хор «…обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух» , коленопреклоненно читают прихожане особые молитвы святителя Василия Великого. А на дворе сочное раннее лето - напоминанием о том прекрасном и глубоком «лете Господнем», что обещал Иисус Христос праведникам.

Источник: www.rian.ru

Поздравляю Всем пользователей портала с 9 мая!!!

День ПобедыПусть в наших жизнях никогда не будет того, что пережили наши предки! Давайте помнить этот день и ценить то, ради чего боролись в те нелегкие года!

День Победы

СалютДень Победы — праздник победы СССР над фашистской Германией в Великой Отечественной войне в 1945 году, отмечается 9 мая. Нерабочий день в России и некоторых государствах на территории бывшего СССР.

Введён в 1945, однако с 1947 долгое время фактически не отмечался и являлся рабочим днём: впервые широко был отпразднован в СССР лишь спустя два десятилетия. В том же юбилейном 1965 году День Победы вновь стал нерабочим. После распада СССР некоторое время парады в День Победы не проводились, возобновили этот ритуал в юбилейном 1995 году. Тогда в Москве прошли два парада: на Красной площади (в пешем строю) и на Поклонной горе (с участием войск и боевой техники). С тех пор парады на Красной площади проходят ежегодно — правда, теперь без боевой техники.

В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.

1 мая - Праздник Весны и Труда

Праздник Весны и ТрудаПраздник Первого мая, или "Первомай", - Международный день солидарности трудящихся, Праздник весны и труда.

Если рассматривать историю Первомая, то она в своем начале была наполнена трагичными событиями. Еще больше века назад, в конце XIX века, 1 мая 1886 года чикагское рабочее движение вышло на забастовку. Негодование чикагских рабочих заключалось в продолжительности рабочего дня, они требовали от местного правительства введение восьмичасового рабочего дня. В ходе этой забастовки, местная полиция приняла меры для разгона рабочих. В итоге все закончилось кровопролитием и смертью шести забастовщиков, и восьми полицейских. Бастующие рабочие, отстаивая свои требования, первыми открыли огонь по полицейским, что привело к обратным действиям со стороны полиции. В ответ чикагские бастующие, в ходе массовых беспорядков, взорвали бомбу, которая убила восемь защитников правопорядка.

В результате этого взрыва – четверо рабочих были приговорены к смертной казни. И, первого мая 1889 года в память о приговоренных к смерти рабочих, Парижский конгресс II Интернационала установил этот день – Днем солидарности рабочих всего мира.

В истории России этот праздник солидарности трудящихся впервые отпраздновали в Варшаве в 1890 году. Прошел этот день первомайской стачкой рабочих. Официальным же этот праздник стал после Октябрьской революции, сопровождающейся военными парадами и демонстрациями трудящихся. А в 1917 году Первомай начали праздновать открыто и во всех городах. Первомай начал сопровождаться массовыми гуляниями на природе, то есть, как в то время называлось – маёвками. В СССР первое мая действительно стал любимым праздником для трудящихся, получивших на празднование этого дня два выходных.

В 1997 году, День международной солидарности трудящихся всех стран переименовали в Праздник весны и труда. Действительно, Первомай – первый и настоящий праздник весны. С приходом теплого весеннего сезона, люди радостно встречали этот день и всенародно шли на демонстрации. Встречались с коллегами, друзьями, близкими. Всенародно отмечали этот праздничный и светлый день за праздничным, столом принимая гостей.

Мало кто знает, что праздник Первого мая имеет языческие, исторические корни. Дело в том, что месяц май был назван в честь богини Майи, богини земли и плодородия, которой поклонялись жители Древней Италии. После вспахивания земель и посева, древние люди торжественно отмечали первый день мая, чтобы их весенний труд не пропал зря и имел хороший урожай. Также, по традиции, Первое мая отмечают во многих странах Европы. Больше всего в этих странах этот праздник ассоциируется с разными весенними цветами. Например, в Испании в день праздника молодые женихи дарят своим избранницам цветы, которые к этому времени распускаются.

В настоящее время праздник Первого мая отмечается каждым человеком по-разному. Но ясно и очевидно одно, что этот весенний праздник несет в себе много радости и дружелюбия! Неслучайно в этот праздник родился всеми знающий великий лозунг – «Мир! Труд! Май!».

Скоро май придет!

МайМай - (лат. Majus), назван по имени римской богини Майи, матери Меркурия, олицетворявшей расцветающую природу и плодородие. Есть также версия, что в основе названия имя не римской, а греческой Майи - богини гор, которые в это время покрываются зеленью. Англосаксы называли май "тримилком" - с мая коровы начинали доиться трижды в день. Датчане - "блумаандом".
Славянское и укр. название - травень. Славяне также звали его пролетным. Другие названия: травник, травный, светозарник, розовоцвет, розацвет, цветень, светодень, птичий пересвист, соловьиный месяц, кветень, розоцвет, розняк, велик травен, шевой или швибан, майский. Было и еще одно название - ярець (в честь славянского бога солнца Ярилы).

В других языках май носит следующие названия (для иероглифических языков дано приблизительное звучание):

травень (укр.), май (бел.), маиси (груз.), mái (молд.), maijs (латыш.), geguzê (литов.), mai (эстон.);Maj (алб.), may (англ.), Mei (африк.), май (болг.), május (венг.), bloeimaand, mei (голл.), маис (греч.), maj (датск.), Mei (индонез.), mai (исл.), mayo (исп.), maggio (итал.), уюе (кит.), Mai (нем.), mai (норв.), maj (польск.), Abrill (порт.), mái (рум.), april (словацк.), Aprili (суах.), mayis (тур.), toukokuu (фин.), mai (фр.), mai (хинди), kveten (чешск.), maj (швед.), majo (эсперанто), gogatsu (япон.).

Даль:
МАЙ, м. названье весеннего, пятого в году месяца. Ай, ай, месяц май - и тепел, да холоден! Май обманет. Тяжелый месяц: Май - коню сена дай, да на печь полезай, и холодно, и корму нет. Апрель - учись, учись да прей, май - гуляй, июнь - учись, учись да плюнь, июль - собирай книги в куль (семинаристское). Май обманет, в лес уйдет. Май смаит. Ай, ай, месяц май: не холоден, так голоден! Наш пономарь понадеялся на май, да и стал без коров. Март сухой, да мокрый май, будет каша и каравай. Коли в мае дождь, будет и рожь. Майская трава и голодного кормит. Апрель с водою, май с травою, т. е. условно, если Май холодный - год хлебородный. Малая птичка соловей, а знает май. В мае родиться (жениться), век промаяться. В май добрые люди не женятся (крестьянские свадьбы бывают осенью, по окончании работ, которые в мае только начинаются). Рад бы женился, да май не велит. Захотел ты в мае добра! Захотел ты у мужика да в мае перепутья (дорожной пищи). Овес и пшеницу сей, ранние, с Николина дня (9-го мая), поздние, с Пахомиева (15-го мая, ниж.). Лягушка квачет, овес скачет (условно, если, к 9 мая). Средний посев яровых. С Николы вешнего сади картофель (ниж.). Велика милость Божья, если в Николин день дождь польет. От Николы осталось 12 морозов (утреников), коли не весной, то до Семена дня (1 сентября). Накануне Николы трутся в первый раз коропы (сазаны, южн.). Никола осенний лошадь на двор загонит, Никола весенний откормит. Егорий с ношей, Никола с возом (25 апреля). Не хвались на Юрьев день посевом, хвались на Николин день травою. Никола вешний с теплом. Никола теплый. Два Никола: теплый и холодный; два Егорья: холодный и голодный. До Николы крепись, хоть разопнись: с Николы живи, не тужи. Городи городьбу после Николина дня (околицу). В Николин день без вожжей поезжай (распутица). Выгоняют лошадь на починки, на пашнину, на ночной подножный корм. Ребята празднуют ночь с лошадьми в поле. Праздник конюхов в Белорусии. Никольская неделя с ветром: выжигают нивы. | Май, зовут в новг.-влад. троицкие березки. Майский, к маю относящ. Одна майская роса коням лучше овса. -жук, желто-бурый жук, летающий во множестве по садам, Меllolontа. Майка ж. он же, майский жук. | Меloie proscarabeus, пеший черный жук, с короткими накрыльниками. | Сеtonia, зеленый золотистый жук, добываемый знахарями из муравьиных куч, для излечения водобоязни, бешенства [помощь от него считаю достоверною; прием: один толченый жук, в меду, при начале припадков] (см. также маять). Майковый, к майке относящ. Майник. м. растен. Маianthemum.

Брокгауз и Ефрон:
Май (лат. mensis Majus). Коренные славянские названия: в древней Руси - травный, у малороссов травень, у чехов кветен и трапен, а в старину изок и сибан, у сербов - травен, цветан, а в старину свибан, у болгар - леген, травен, у словаков - цветень, у хорватов - розоцвет, розняк, велик травен, щебой или швибан: польск. Maj значит зелень - по современному счислению, пятый месяц в году; название свое получил от римск. богини Май. Имеет 31 день. Название М. (в церковных книгах) перешло к нам от Византии. Народные поговорки про М.: "захотел ты у мужика да в М. перепутья" (дорожной пищи); "коли май сух да мокор М., так будет каша и каравай"; "сей и холь яровое в М., так будет зимою добро"; "понадеялся на М. да на сладимой ветерок, вот тебе и хлебец"; "ай, ай, государь М., тепел да холоден";"май холодный, год хлебородный"; "коли в М. дождь, будет и рожь"; "апрель с водою - М. с травою"; "майская трава и голодного кормит". С Николина дня (9 мая) начинают выгонять лошадей на ночнину. На Федосью-колосяницу (29 мая) рожь начинает колоситься. В римско-католической церкви месяц М. посвящен особенному чествованию Пресвятой Деве Марии ("майские службы", напоминающие акафист Богоматери в православной церкви).

Народные приметы
Если у мая хорошее начало, т.е. тепло, то жди во второй половине холода, особенно под конец мая.
О прекращении холодных утренников говорит регулярная и длинная песня кукушки.
Ненастная погода на четвертый день новолуния - ненастье простоит весь месяц.
Когда цветет черемуха - всегда жди холода. Холода в мае называют "черемуховыми".
Холодный май - много сена.
Дождливый май, как правило, обещает сухой сентябрь (и наоборот).
В мае много майских жуков - засушливое лето, засуха.

Народный календарь. основные праздники
6 мая Вмч. Георгия Победоносца (Егорий весенний)
15) мая Перенесение мощей блгв. князей Российских Бориса и Глеба (Борис и Глеб - сеятели, барыш-день, соловьиный праздник)
19 мая Прав. Иова Многострадальнего (ок. 2000-1500 до Р.Х.) (Иов-огуречник, горошник, росеник)
22 мая Перенесение мощей Святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087) (Никола весенний, Никола весенний, Никола вешний, травный, теплый)

Основные праздники
1 мая - День весны и труда.
5 мая - День печати.
7 мая - День радио.
9 мая - День Победы.
17 мая - Международный день телекоммуникаций.
18 мая - Международный день музеев.
28 мая - День пограничника.

Еврейский календарь
20 мая последний 29-й день месяца Ияр.
С 21 мая - начало месяца Сиван.
26 мая 1-й день Шавуот

Индийский календарь
С 21 апреля по 21 мая - месяц Ваисакха (31 день).
С 22 мая по 21 июня - месяц Джанштха (31 день).

Календарь бахаистов
С 28 апреля по 16 мая - месяц Джамал (красота).
С 17 мая по 4 июня - месяц Азамат (величие).

Зороастрийский календарь. Календарь Фасли
Мах 2 — Ардибехешт (19 апреля — 18 мая).
Мах 3 — Хордад (19 мая — 17 июня)

История, каноны, пасхальные обычаи, рецепты

История, каноны, пасхальные обычаи, рецептыПасха
Великий Пост это время исправления, духовного и телесного подвига, а Пасха это православное торжество, торжество правой веры.

История
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Каноны
Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.

Пасхальные обычаи
Как было сказано уже выше, Пасха празднуется семь дней. На первый день хозяйки - жены остаются дома, а знакомые мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столах уже все скоромное (не постное). Обыкновенная еда: на закуску селедка, потом суп, курица, жаркое, ветчина, картошка, салаты, водка, вино и т. п. На сладкое сырная пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе. Обыкновенно садятся за стол на пол часа и потом прощаются и гость идет к другим знакомым. Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых в особенности старших и пожилых. Обыкновенно подарки в этот день не приносят. На второй день Пасхи полагается чтобы жены ходили по домам, а мужья сидели дома, но это не практикуется. В наше время, в эти святые дни, многие сговариваются и просто ходят друг к другу в гости.

Рецепты:
ПАСХА - это особое творожное блюдо, которое готовится только один раз в году. Для того чтобы пасха получилась вкусной, полагается брать самый свежий творог. Для придания пасхе традиционной формы раньше использовались специальные разборные деревянные формы - пасочницы. Если такой формы в доме нет, можно использовать любую подходящую посуду. В эту посуду выкладывают подготовленную творожную массу в мягкой салфетке и выдерживают некоторое время под прессом на холоде (но не на морозе!). Затем форму опрокидывают, а салфетку осторожно снимают. Пасхи делают двух видов: сырые и вареные. Поскольку сырой творог долго не хранится, пасхи из него лучше делать небольшие. А вареная пасха может оставаться свежей всю неделю.

ПАСХА ОБЫКНОВЕННАЯ
Творог выдержать под прессом, протереть через сито, добавить сметану и растертое свежее сливочное масло, соль, сахарный песок, перемешать и выложить в форму. При желании можно добавить ваниль, лимонную цедру или изюм.

творог 3 кг
сливочное масло 200 г
сахарный песок 1 стакан
сметана 1 стакан
соль 2 чайные ложки

КУЛИЧ С ОБЛЕПИХОВЫМ СОКОМ
Яйца, масло и молоко смешать, добавить сахарный песок и всю массу тщательно растереть. Добавить разведенные в небольшом количестве дрожжи и половину муки, замесить тесто и дать ему подняться. Затем добавить облепиховый сок и оставшуюся муку, хорошо вымесить и снова дать подняться. Когда тесто подойдет, заполнить им приготовленные формы для выпечки до половины объема. После того как уложенное в формы тесто поднимется, их устанавливают в разогретую духовку. Выпекают, пока не появится запах печеного теста. Готовность кулича проверяют с помощью тонкой лучинки, втыкая ее в изделие. Если к ней не прилипает тесто, то кулич готов. Формы достают из духовки, остужают и только после этого вынимают из них куличи. Верх кулича можно покрыть глазурью. Для приготовления самой простой глазури одно яйцо с четырьмя столовыми ложками сахарного песка взбивают миксером до состояния пышной пены.

мука 1 кг
сливочное масло 100 г
сахарный песок 300 г
молоко 250 г
яйца 5 штук
облепиховый сок 100 г
дрожжи 25 г
соль 1/4 чайной ложки

Источник: dgap.mipt.ru

О традициях встречи Пасхи

О традициях встречи ПасхиЕсть много праздников, которые любят встречать россияне. Но одним из главных является весенний праздник - Пасха. Это светлый и добрый праздник несёт с собой веру, надежду и любовь.

Воскресение день, просветимся торжеством!

Первый и самый великий праздник в новозаветной церкви, это праздние Пасхи или Воскресения Христова. "Что такое Пасха?" - спросила молодая женщина у иеромонаха. Он остановился, пристально посмотрел на неё и задумаслся. А потом сказал: "Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за семьдесят. Так вот он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но даётся это трудно."

Поражённая таким ответом, женщина стояла и с недоумением смотрела на батюшку. Весенний ветер развевал его мантию, а взгляд его был устремлён далеко-далеко. "Вам больше всего в жизни желаю приблизиться к пониманию того, что такое Пасха," - сказал он и пошёл дальше.

Пасха! Как же произошло это событие? В глубокое утор третьего дня по смерти Христовой произошло великое землетрясение, и Господь расторг врата адовы и Своим божественным всемогуществом воскресил Своё человечество и положил основание нашему воскресению. Сошёл с неба ангел и возвестил людям о воскресении Господа. Вид его был, как молния, одеяние бело, как снег. Отвалив камень, он открыл свободный доступ ко гробу мироносицам и апостолам. Утром рано, когда было ещё темно, спешили благочестивые женщины ко гробу, чтобы помазать миром тело Спасителя. Одна из них, особенно любящая и благодарная, Мария Магдалина, первая приходит к пещере и видит: камень взят от гроба. Подавленная тяжкой мыслью: где же Господь, - она устремляется к апостолам Петру и Иоанну. "Унесли Господа", - сказала им. Те пошли осмотреть пещеру и нашли только одежду Его и не знали, что это значило. Прочие же мироносицы, пришедшие ко гробу вскоре после Марии Магдалины и бывшие ранее этих апостолов, входят во гробю и слышат от ангела: "Что вы ищите живого между мёртвыми? Его здесь нет, Он воскрес. Вот место, где Он был положен. Идите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите"(Мф.28,1-7). Через несколько времени опять подошла ко гробу Магдалина и горько заплакала. Вот свет некий мелькнул в пещере: она видит двух ангулов, в белом облачении сидящих: одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. Они сказали ей: "Жено! Что плачешь?" - "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его!". В это время она оглянулась назад и увидела Иисуса, но не узнала Его и приняла за садовника. Господь говорит ей: "Жено! Что плачешь, кого ищешь?" Мария сказала:"Господин! Если ты взял Его, скажи мне: где положил Его и я возьму Его". - "Мария!" - сказал ей воскресший Христос. По этому слову Мария узнала Господина, бросилась к ногам Его со словом: "Раввуни!". - "Не прикосайся ко Мне, - сказал ей Господь, - а иди к братии Моей и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему."

Такова евангельская история о Воскресении Иисуса Христа.

Пасха есть день радости христианской.
Христос воскрес из мёртвых, Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Для жизни созданы мы, и будем жить в этих же самых наших телах: будем жить вечно. Какая радость и какое утешение в этих словах для нас, смертных! Чего же нам, после этого, бояться смерти? Преемственность дня и ночи, ежегодное обновление природы весной, - всё это создано для того, чтобы наглядно и живо представить нам наше будущее воскресение.

Великий пост, предшествовавший Пасхе, круто менял образ жизни городов и весей. В течение всей первой недели поста запрещались всякие развлечения, театральные представления и музыка. Из общественных мест функционировали только бани. "Кругом, - вспоминает современник, - делалось тише, скромней, даже говорили и смеялись на улицах не так громко, и не было видно пьяных. А дома за столом - капуста кочанная с маслом, суп грибной... и уже нет мяса и в помине. Утром за чаем - сахар постный разноцветными кубиками, изюм, в корзинке румяные из теста жаворонки с черными глазами из коринки. И еще хлебные кресты. Это все предвещало разлуку с долгой, суровой зимой". Канун самой строгой последней недели поста - Страстной, когда в воздухе уже чувствовалось весеннее обновление, - приходится на Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. В православных храмах во время литургии происходило освящение веточек вербы - напоминание о пальмовых ветках, которыми устилали путь Спасителя в столицу Иудеи. В Москве на Красной площади открывался громадный рынок, прозванный "Вербой". Здесь в ларьках и палатках продавали всякую всячину - глиняную посуду пасхальные игрушки, образа, бумажные цветы и вербу. Ею, вишнево-пушистой, с золотистыми вербешками, полны были и сани подмосковных крестьян. Каждый стремился приобрести несколько веточек, чтобы дома положить за образа до следующей "Вербы". Площадь была полна народа: одни что-то покупали, другие только гуляли и, что называется, глазели. В праздничной толпе - смех, шутки, балагурство. Высоко в воздухе, над головами гуляющих, летали большие связки разноцветных воздушных шаров, их охотно покупали для детей, а иногда забавы ради отпускали под облака. Красивое зрелище взмывающих вверх шаров привлекало внимание, многие потом недосчитывались своих кошельков, часов и бумажников. Ближе к праздничному дню начинались хозяйственные хлопоты. Магазины наполнялись товарами, в бесчисленные лавки свозились сотни свиных окороков, битых индеек, гусей, цыплят; в подвалах еле успевали опорожнять винные бочки; в торговых оранжереях была давка от покупателей, цветущие махровые сирени, гиацинты и ландыши дня за два до праздника в изобилии разносились в корзинах по Москве, дразня внимание тех, у кого не хватило денег на такие покупки и подношения. Люди убирали дворы, скребли и чистили дом, ходили в баню, закупали провизию, заготавливали пышные куличи и творожные пасхи и, конечно же, красили яйца. Для крашения яиц применяли фуксин, луковую шелуху яркие обрезки шелка. При этом пасхальные яйца в разных местностях отличались своеобразием рисунка. На одной из этнографических выставок прошлого века было представлено около 800 расписных яиц из разных мест России! Крашеные яйца в корзинах ставили обычно в столовой на окошке и "христосовались" со всеми домочадцами и гостями, приговаривая: "Пусть ваша жизнь будет кругла, как яичко" (т.е. без сучка и задоринки). И даже в витринах магазинов, детям на радость, появились карусели с яичками и тихо кружились, мелькая то пунцовым светом, то зеленым, то белым атласным... В витринах же булочных и пекарен красовались куличи. И таблички: "Принимаются заказы на пасхи и греческие бабы". Но как ни хорош был кулич от Филиппо-Мрикосова, в церковь несли освящать только собственного приготовления, ведь Москва - и дворянская, и купеческая и ремесленная - исстари любила не купленное и угостить не купленным. Поэтому в праздники для хозяек наступала страда - надо было испечь куличи, приготовить пасхи из творога, масла и сметаны на всю семью, которая порой состояла из двух десятков человек. А еще "парадная" пасха для гостей, пасха для слуг, для бедных родственников. Да и "священные" пасху и кулич надо было приготовить таких размеров, чтобы каждому домочадцу хватило по кусочку на каждый день в течение всей Светлой седмицы, т.е. пасхальной недели. Задача не только кулинарная, но и математически сложная! Кроме "священной" готовилось еще много других пасх "для еды" по разным рецептам: вареные и невареные, сметанные и творожные, шоколадные и фисташковые. Не менее вкусны были и куличи, которые тоже делались солидных размеров. "На пуховых подушках, чтобы не проваливались, - вспоминает современник, - лежат огромные куличи, прикрытые розовой кисейкой, остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым". А как весело было ходить в пасхальную неделю по гостям - "пасху сливочную пробовали у дьячка со всякими цукатами, потом у псаломщика кулич ели... у Домны Парфеновны полон стол пасхальный... У ней шоколадную пасху пробовали и фисташковую и бабу греческую - ну закормила..."

Пасхальное утро начиналось с веселого перезвона церквей - "просыпаюсь радостный, меня ослепляет блеском, и в этом блеске веселый звон... сразу не могу понять, отчего такой блеск и звон и вдруг вспоминаю: да это Пасха! Яркое утро - солнце и пасхальный звон!". Трезвонили у Казанской, у Ивана-Воина, у Николы в Пыжах и дальше по всей Москве. И всех желающих звонить - Пасху славить - пускали в этот день на колокольни. Повсюду устраивались красочные и шумные зрелища. В балаганах ставились незатейливые исторические драмы и комедии, кричали петрушки, на бульварах гремели духовые оркестры, взлетали качели, крутились карусели. В разукрашенном флагами и гирляндами Манеже на открытых подмостках выступали фокусники, акробаты, куплетисты и хоры песенников. Иногда на пасхальной неделе в Манеже открывалась очаровательная цветочная выставка, о которой старожилы с удовольствием вспоминали и полвека спустя. Колоссальная внутренняя площадь Манежа бывала вся в цветах, клумбах, декоративных растениях и благоухала тонкими разнообразными ароматами; а так как это бывало в раннюю пору весны, когда на улицах лежал еще грязный и мокрый тающий снег, то впечатление от этого необычного, громадного цветника было очень радостным. Не обходилось и без традиционного катания на лошадях - в России очень любили щеголять породистыми рысаками и всего охотнее делали это на праздничных гуляньях. Немало находилось и любителей верховой езды, и в их числе многолетний "хозяин" Москвы - генерал-губернатор В.А. Долгоруков, сопровождаемый блестящей свитой. А на всем протяжении разъезда стояло множество зевак, любовавшихся красивым зрелищем. И, конечно же, по старому русскому обычаю в эти пасхальные дни посылались и разносились дары бедным и неимущим, родственникам и совсем не знакомым людям в богадельни, сиротские приюты, больницы и тюрьмы. Не обделялись и нищие странники - ведь в народе говорили, что "от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого".

Автор: Нина Дорохова
Источник: kulina.ru

Пасха (христианская) или Воскресенье Господне

пасхаПасха — главный христианский праздник, в честь воскресения Иисуса Христа. Он существовал уже при апостолах и первоначально был посвящен воспоминанию смерти И. Христа, почему сначала на всем Востоке совершался 14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, по сказанию евангелиста Иоанна и по мнению древнейших отцов церкви (Иринея, Тертуллиана, Оригена), последовала крестная смерть И. Христа. По учению церкви, пасхальный агнец евреев — прообраз И. Христа, почему в Св. Писании и. Христос называется агнцем Божьим, агнцем пасхальным, Пасхой (I Кор. V, 7, св. Иоанна XIX, 33, 36, Исход. XII, 46); это название сохраняют за ним и древнейшие отцы церкви, которые даже самое название П. производят не от еврейского Pesakh, P â sakh (арамейское Paskha), как это делают обыкновенно, а от греч. πάσχειν — страдать (Иустин, Тертуллиан, Ириней). По синоптикам, смерть И. Христа последовала не 14, а 15 нисана, хотя из их сказаний и не видно, чтобы тот или другой из этих дней был днем еврейской П.; но те из восточных христиан, кто в вопросе о П. следовал синоптикам, а не Иоанну, также справляли П. 14-го нисана, относя празднование к воспоминанию тайной вечери И. Христа. Указаниe на существование П., как особого праздника, еще при апостолах у христиан из язычников Епифаний Кипрский (ср. М. Голубев, "Обозрение 1-го посл. к Коринф.) видит в словах апостола (1 Кор. V, 7): "Наша П. за нас пожжен Христос... будем праздновать (έοσταζωμεν) не в квасе ветхом.." По мнению новейших исследователей, эти слова апостола не дают основания утверждать, что у коринфян существовал при апостолах особый праздник П., так как ближайшие к апостолам отцы церкви не упоминают о каком бы то ни было годичном празднике П., празднуемом в один нарочито избранный период или день. Ерм в "Пастыре" (кн. III, подобно V, 1) упоминает о пятнице как дне еженедельного поста и скорби в воспоминание страданий и смерти И. Христа), а Тертуллиан ("Dе corona mil.", гл. III) — о воскресном дне недели, как дне радости и веселия, когда не было ни поста, ни коленопреклонении, в память воскресения Христова. Эти еженедельные празднования были более торжественными в начале года, когда они совпадали с днями годовщины смерти и воскресения И. Христа. С течением времени, еще во II в., чествование этих событий сконцентрировалось в два нарочитых праздника, которые оба называлась пасхой: Пасха в честь смерти И. Христа — πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, и П. в честь воскресения Христова — πάσχα άναστάσιμον resurrect ionis. Первая проводилась в скорби и строгом посте, который продолжался не только в пятницу, но и в субботу, даже до утра воскресенья, и заканчивался воскресной евхаристией, которой начиналась pascha resurrectionis. По некоторым указаниям, праздник П. воскресной продолжался пятьдесят дней и был праздником не только воскресения И. Христа, но и его вознесения, а также сошествия Св. Духа, почему получал иногда название Пятидесятницы. Чем более обособлялась церковь от иудейства, тем более восточный способ празднования П (одновременно с иудеями, 14 нисана), практиковавшийся особенно в малоазийских церквах, казался несообразным с существом дела. Празднующих пасху в этот день называли — в церквах, образовавшихся из язычников — иудействующими, квадродециманами. На Западе никогда не связывали празднования П. с П. иудейской и совершали ее в первый после полнолуния день воскресный, а не в пятницу. Чем далее, тем более пасха в церквах из язычников становилась П. resurrectionis. Это различие повело к спорам между Востоком и Западом — так наз. "пасхальным спором", длившимся между азийскими епископами и Римом с конца в. в продолжение всего III в. В 160 г. Поликарп, епископ смирнский, посетил Аникиту, епископа римского, с целью соглашения, но каждая сторона осталась при своем взгляде. В 170 г. происходили споры о том ж в Азии; против квадродециманов писали Аполлинарий Иерапольский и Мелитон сардийский, доказывавшие, что И. Христос умер 14-го нисана и потому не мог вкушать П. еврейской в год своей кончины (Евсев., "Церк. ист.", IV, 26, 3). По настоянию римского епископа Виктора собраны были, для рассмотрения вопроса, соборы в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе. Епископы Азии твердо держались своего мнения; тогда Виктор решился прервать общение с Малой Азией и требовал того же от других церквей. Ириней Лионский убедил его, однако, не нарушать единства веры ради различия обряда. Спор продолжался до никейского вселенского собора, который, склонясь на сторону римского мнения, определил (прав. 7), чтобы П. праздновалась христианами непременно отдельно от иудеев и непременно в день воскресный, следующий за полнолунием. Для более точного определения дня П. на каждый год сделаны были надлежащие исчисления (см. Пасхалия). Евсевий в "Церк. истории" говорит, что большая часть церквей малоазийских подчинилась определению собора; но были церкви, сохранявшие старинный обычай. Собор антиохийский 341 г. отлучил от церкви этих "иудействовавших". От IV в. сохранились свидетельства, что обе П. — crucificationis и resurrectionis — соединялись, и на Востоке и на Западе, вместе и продолжались каждая по семи дней, не считая самого дня светлого воскресенья, которому праздник crucificationis предшествовал. Не ранее, как в V в., название П. стало усвояться исключительно празднику Воскресения Христова, причем чем далее, тем торжественнее он стал совершаться. Светлое Воскресение получило название "царя дней", "праздников праздника". Празднование его сопровождалось внецерковными манифестациями, иллюминацией; в храме вернее в известные моменты восклицали, обращаясь друг к другу: Господь воскресе! Воистину воскресе! Императоры, по случаю праздника, давали свободу заключенным в тюрьме, богатые граждане отпускали рабов; бедные получали помощь от правительства и частных лиц. С особенной торжественностью празднуется П. и доселе, по особому чинопоследованию, печатаемому в "Типиконе", а также издаваемому отдельной книжкой. Особенности этого чина: обилие зажжения и света (зажигаются все лампады и паникадила со свечами и все присутствующие на утрени имеют зажженные свечи); священнослужители облачаются в самые лучшие ризы и т. д.

См. Augusti, "Denkwurdigkeiten aus d. christl. Archaeologie"; Weitzel, "Die christliche Passahfeier der ersten drei Jahrbunderie" (1848); Hilgenfeld, "Der Paschastreit und das Evangelium Johanns" в "Teol. Jarb." (1849); Baur, "Das Christen. thum und die christliche Kirche der ersten Jarhund."; архим. Иоанн, "Опыт курса церк. законоведения" (т. I); Горский, "Совершил ли И. Хр. еврейскую П." ("Прибавление к твор. св. отцов", 1853); о том же статьи Д. А. Хвельсона и Н. Н. Глубоковского в "Христ. Чтении"; И. Покровский "П." (СПб., 1868).

Н. Б—в.

Богослужение воскресению Христову начинается уже в великую субботу, но во всей торжественности оно открывается на утрени. После полунощницы бывает торжественное шествие вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима. Во время утрени, при словах: "Друг друга обымем, рцем, братие", бывает целование. Часы в день П. состоят не из псалмов, а из пасхальных песнопений. На литургии, совершаемой в самые ранние часы, читается Евангелие от Иоанна (I, 1—17) о божестве И. Христа. Если литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на различных языках, в знак того, что большая часть народов на земле признают воскресшего своим Богом и Господом. На вечерне в день П. читается Евангелие о явлении Господа апостолам в вечер дня воскресения (Иоан. XX, 19). Пасхальные песни принадлежат большей частью св. Иоанну Дамаскину; они составлены им на основании древних отцов церкви, преимущественно Григория Богослова, Григория Нисского и др. Богослужение в продолжение всей пасхальной седмицы совершается при открытых царских вратах, в знаменование того, что воскресением И. Христа открыт всем доступ на небо. При пасхальном целовании и приветствии (Христос воскресе!) верующие издревле дарят друг друга красными яйцами. Обычай этот, по преданию, обязан своим началом св. Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему в дар, красное яйцо с приветствием Христос Воскресе! и с этих слов начала свою проповедь (см. Константин Экономид, "О начале обыкновения употреблять красные яйца во время П.", перевод с греческого, 1826). Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа. К пасхальным обрядам относится также благословение артоса (см.) и яств, особенно сыра и яиц, как пищи, которую с этого времени дозволяется вкушать. Существует обычай приготовлять в домах хлеб, как бы домашний артос (кулич), и носит его в день П. в притворе церкви для освящения, вместе с сыром и яйцами. Во всю светлую седмицу бывает целодневный звон, в знак торжества церкви, празднующей победу и. Христа над смертию и адом. Праздник П. продолжается 40 дней, в память сорокадневного пребывания И. Христа на земле по воскресении. В отдание П. служба совершается подобно тому, как в отдания двунадесятых праздников.

Ср. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); П. Левашев, "Обычай употребления красных яиц в праздник св. Пасхи" (СПб., 1895); прот. К. Никольский, "Пособие к изучению" Устава Богослужения православной церкви" (СПб., 1888); прот. Д. Смолодович, "Литургика, или наука о богослужении православной восточной кафолической церкви" (Киев, 1868).

История праздника 1 апреля или с днем смеха вас!

История праздника 1 апреля или с днем смеха вас!1 апреля - этот День не внесен ни в какие календари знаменательных дат и всенародных праздников, но его вполне можно отнести к международным, поскольку он с одинаковым успехом отмечается и в России, и в Германии, и в Англии, и во Франции, и в Скандинавии, и даже на Востоке.

Брови царь нахмуря,
Говорил вчера:
"Повалила буря
Памятник Петра."
Тот перепугался:
"Я не знал! Ужель?"
Царь расхохотался:
"Первый, брат, апрель..."
А. С. Пушкин

1 апреля - этот День не внесен ни в какие календари знаменательных дат и всенародных праздников, но его вполне можно отнести к международным, поскольку он с одинаковым успехом отмечается и в России, и в Германии, и в Англии, и во Франции, и в Скандинавии, и даже на Востоке. В одних странах 1 апреля называют Днем смеха, в других - Днем дурака. В этот день каждый не прочь пошутить над окружающими, никто не застрахован от розыгрышей и даже самые серьезные невольно улыбаются.

Трудно сказать, откуда пошел этот праздник. Обычай веселиться, шутить и обманывать друг друга именно 1 апреля существует в очень многих странах. О возникновении первоапрельской традиции существует немало различных гипотез, сходящихся в одном: корни ее глубоко уходят в средневековую европейскую карнавально-балаганную культуру. По сути дела это один из самых стойких элементов язычества, осевших в христианском сознании.

И вес же одни приписывают зарождение этого праздника Древнему Риму, где в середине февраля (а вовсе не в начале апреля) праздновался праздник Глупых. Апулей считал, что в древнем Риме первоапрельский обман был связан с праздником в честь божества Смеха. Другие утверждают, что этот праздник зародился еще в древней Индии, где 31 марта отмечали праздник шуток. Также есть предположение, что 1-го же апреля в древнем мире шутили только ирландцы, да и то в честь Нового года. Исландские саги гласят, что обычай обманывать 1 апреля, был введен богами в память о Скадеи, дочери Тиасса.

Еще по одной версии, обычай шутить 1 апреля, связан с переносом нового года. До второй половины XVI века, европейский новый год начинался в конце марта. К этому событию готовились, ходили друг к другу в гости, дарили подарки. Сама встреча Нового года происходила 1 апреля. Позднее, по указу французского короля, начало года официально стали отмечать 1 января, но многие подданные продолжали праздновать 1 апреля. Чтобы изжить старые традиции, их стали называть "первоапрельскими дураками", стало модным их разыгрывать и высмеивать.

Есть мифическое предположение, по которому этот праздник появился благодаря неаполитанскому королю Монтерею, которому в честь праздника по случаю прекращения землетрясения преподнесли рыбу. Через год царь потребовал точно такую же. Такой же не нашли, но повар приготовил другую, весьма напоминающую нужную. И хотя король распознал подмену, он не разгневался, а даже развеселился. С тех пор и вошли в обычай первоапрельские розыгрыши.

В нашей стране первоапрельские розыгрыши утвердились после того, как однажды жители Петербурга ранним утром были подняты с постелей тревожным набатом, обычно возвещавшим о пожаре. Это было 1 апреля, и тревога была шуточной. Известно также, что в царствование Петра I труппа немецких актеров обманула в этот день и публику и государя, выставив на сцене вместо представления пьесы транспарант с надписью "Первое апреля". Петр не рассердился и сказал только, выходя из театра: "Вольность комедиантов".

Причиной такой своеобразной традиции стала сама природа. Весенние капризы погоды люди старались задобрить шутками и розыгрышами.

Предположительно более 70% людей собираются разыграть кого-либо из своих знакомых. Так что будьте настороже, запаситесь чувством юмора, набором свеженьких шуточек и забавных стишков, на розыгрыши не обижайтесь, а отвечайте ими же. В общем, веселитесь, потому что смех, как известно, продлевает жизнь.
Страницы: 1234567817